Обзоры законодательства
Приостановление СИДН с «недружественными» государствами
- Автор: Екатерина Смоловая
- Услуга: Налоговое право
- Дата: 11.08.2023
1. Что произошло?
Указом Президента №585 от 08.08.2023 (далее – «Указ»), приостановлено действие ряда положений СИДН с 38 государствами, включая страны ЕС, Швейцарию, Великобританию, США, Сингапур и другие «недружественные» страны[1].
Указ приостановил нормы СИДН, которые устанавливают, в каком объеме государство источника дохода и государство резидентства его получателя могут претендовать на налогообложение доходов.
При этом в силе остаются положения, позволяющие устранять двойное налогообложение, то есть проводить зачет налогов, уплаченных в иностранном государстве, разрешать конфликт двойного резидентства, а также остается возможность обмена информацией. Вероятно, оставив данные положения в силе, законодатель хотел сгладить негативный эффект от приостановления Соглашений.
Несмотря на то, что, по нашему мнению, оставшиеся нормы не полностью утрачивают смысл без приостановленных положений, нельзя гарантировать, что вслед за приостановкой Соглашений со стороны РФ от «недружественных» государств не последует симметричного ответа, в связи с чем оставшиеся положения также будут фактически приостановлены.
Приостановление СИДН вступило в силу с даты опубликования Указа, то есть с 08.08.2023[2].
2. Что это означает?
Последствиями приостановления СИДН являются:
2.1 Невозможность применения льготных ставок и освобождений от налогообложения, предусмотренных в СИДН, в частности:
- Для иностранных лиц, получающих доходы из РФ, в таком случае не действуют льготные ставки, установленные СИДН. Так, налог, удерживаемый в РФ при выплате дивидендов, в пользу иностранных лиц, будет составлять 15%, при выплате роялти и процентов – 20%.
Причем все вышеупомянутые доходы, которые будут выплачены, начиная с 08.08.2023, будут облагаться по ставкам, предусмотренным Налоговым кодексом РФ (далее – «НК РФ»), даже если начислены они были ранее этой даты.
- Определенные виды доходов, которые, согласно СИДН, не облагались в РФ, будут облагаться в РФ в соответствии с нормами НК РФ. Например, доходы от международных перевозок.
- Доходы сотрудников, работающих на российские компании удаленно, с учетом принятых изменений в НК РФ (о чем мы писали ранее) могут облагаться налогом в двух странах.
- Приостановление норм о постоянном представительстве может привести к двойному налогообложению отдельных операций в РФ.
2.2 Сложности с устранением двойного налогообложения
Как было отмечено выше, при наличии действующего СИДН, двойное налогообложение устраняется посредством зачета.
При этом приостановка СИДН влечет необходимость учета следующих аспектов для целей потенциального зачета:
- Зачет российскими лицами налога, удержанного за рубежом
Российские организации по-прежнему смогут зачитывать налог на прибыль, уплаченный за рубежом, поскольку такая возможность установлена российским законодательством[3] и не утрачивается в условиях приостановления СИДН.
В то же время возможность зачета иностранного налога физическими лицами зависит от того, предусмотрен ли зачет СИДН. Несмотря на то, что нормы СИДН об устранении двойного налогообложения не приостановлены, они являются вспомогательными, и в большинстве СИДН действуют в отношении «доходов, облагаемых налогом в соответствии с настоящим Соглашением». Таким образом, формально физические лица не будут иметь право на зачет в РФ сумм иностранного налога, удержанного после 08.08.2023 (стоит учесть, что в зависимости от содержания конкретного СИДН такая возможность все же может сохраняться).
В то же время намерение сохранить возможность зачета неоднократно выражалось представителями Минфина в СМИ, в связи с чем мы полагаем, что возможность зачета в РФ иностранного налога физическими лицами все же будет установлена посредством внесения изменений в ст.232 НК РФ либо отдельных разъяснений Минфина.
- Зачет иностранными лицами налога, удержанного в РФ
Как правило, лицо вправе зачесть в государстве резидентства только ту сумма налога, которая может быть удержана в государстве источника на основании СИДН (в пределах ставки по СИДН).
В данном случае для иностранных лиц, получающих доходы из РФ, существует риск невозможности зачета в государстве резидентства полной суммы налога, удержанной в РФ (например, когда в РФ удержан налог по ставке 20%, а СИДН предусмотрено 15%).
Ряд налоговых норм как в РФ, так и в других странах предполагает различное регулирование в зависимости от наличия или отсутствия СИДН (например, возможность освобождения от налогообложения прибыли КИК на основании эффективной ставки). При частичной приостановке СИДН подобные льготы продолжают действовать.
3. Чего ожидать в дальнейшем?
Приостановление действия положений СИДН может остаться временной мерой, как это заявлено в Указе, однако не исключено, что иностранные государства могут пойти по пути денонсации СИДН с РФ, как например, Латвия, Дания и Украина.
Сами СИДН не регламентируют такую процедуру как приостановление, в связи с чем приостановление действия положений СИДН в одном государстве формально не влияет на действие СИДН в другом государстве. Однако, очевидно, государства, СИДН с которыми были приостановлены, могут предпринять ответные меры со своей стороны также полностью приостановить действие СИДН (как отдельных положений, так и в целом) несмотря на то, что такая процедура формально не предусмотрена.
На данный момент реакция «недружественных стран» на приостановление СИДН всё ещё неизвестна.
При этом для денонсации СИДН в соответствии со стандартными положениями СИДН требуется уведомление не менее чем за 6 месяцев до начала налогового периода, начиная с которого СИДН более не будут действовать. Таким образом, с учетом намерений РФ сохранить СИДН, договоры могут быть денонсированы не ранее, чем с 2025 года.
4. Что делать?
Приостановление СИДН может повлечь существенное увеличение налоговой нагрузки для международных групп компаний, в связи с чем в первую очередь в сложившейся ситуации рекомендуем:
- провести анализ внутригрупповых обязательств и выплат, которые осуществляются из РФ и оценить дополнительные риски, связанные с приостановкой СИДН, как в отношении внутригрупповых выплат и рисков образования постоянного представительства (в связи с применимостью национальных правил), так и в отношении личных обязательств;
- рассмотреть возможность проведения реорганизации текущей структуры и/или реструктуризации внутригрупповых обязательств и выплат, в том числе в пользу дружественных лиц;
- в случае существенного увеличения налоговой нагрузки рассмотреть возможность редомициляции иностранных компаний российских бенефициаров в «дружественные» государства, а также в российские САР.
- физическим лицам, в частности, бенефициарами бизнеса в «недружественных» странах, рассмотреть возможность релокации за пределы РФ.
- бенефициарам российских компаний, как и удаленным сотрудникам, работающим с территории государств, СИДН с которым приостановлены, рассмотреть релокацию в «дружественные» страны.
Наша команда будет рада проанализировать последствия приостановления СИДН для Вас и Вашего бизнеса, а также разработать рекомендации по минимизации рисков и негативных последствий.
Данный обзор подготовили управляющий юрист налоговой практики Capital Legal Services Екатерина Смоловая, юрист Анастасия Локотко и помощник юриста Анна Метляхина.
[1] Полный перечень государств, СИДН с которыми приостановлены: Австралия, Австрия, Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Кипр, Корея, Литва, Люксембург, Македония, Мальта, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сингапур, Словакия, Словения, США, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Япония.
[2] С учетом того, что Указ издан на основании п.4 ст.37 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах РФ».
[3] Ст.311 НК РФ.