Обзоры законодательства
Госдума приняла закон о запрете рекламы у иностранных агентов
- Услуга: Интеллектуальная собственность
- Дата: 04.03.2024
Что произошло?
Законодательные новеллы, принятые Госдумой в третьем чтении, устанавливают полный запрет на размещение рекламы на информационных ресурсах иностранных агентов (на их сайтах и страницах в соцсетях).
Одновременно с этим также запрещается рекламировать информационные ресурсы иноагентов.
На кого распространяются запреты?
Законопроект предполагает, что ограничения и запреты должны соблюдать:
- иностранные агенты (лица, которые включены в Реестр иностранных агентов Минюста РФ)
- рекламодатели (лица, которые определяют объект рекламы и ее содержание);
- рекламораспространители (лица, которые распространяют рекламу любым образом).
За противоправное размещение рекламы все указанные лица могут быть привлечены к ответственности.
Какая ответственность за нарушение запретов?
Законопроект предусматривает, что нарушением запрета на рекламу будет как размещение рекламы на странице иноагента, так и рекламирование его информационных ресурсов другими лицами.
Возникает вопрос о случаях привлечении к ответственности, если рекламораспространитель самовольно разместит рекламу ресурса иноагента без соответствующего поручения. Будет ли в таком случае иностранный агент, который мог не знать о рекламе, привлечен к ответственности?
Вероятно, компания-иноагент может быть признана виновной, если у нее была возможность соблюсти ограничения и запреты, но компания не предприняла все необходимые меры для их соблюдения (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ), а в отношении физического лица будет действовать презумпция невиновности.
Иностранные агенты будут нести ответственность в соответствии с законодательством, регулирующем их деятельность, Федеральным законом от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
Так, за несоблюдение ограничений, связанных со статусом иноагента, нарушитель рискует получить штраф по части 8 ст. 19.34 КоАП РФ (для физлиц от 30 до 50 тысяч рублей, для компаний – от 300 до 500 тысяч рублей).
В случае совершения двух административных нарушений в течение одного года иноагенты также могут быть привлечены к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 330.1 УК РФ, предусматривающей наказание вплоть до двух лет лишения свободы.
Для рекламодателей и рекламораспространителей специальная ответственность за нарушение пока не установлена, в связи с чем должна применяться часть 1 ст. 14.3 КоАП РФ (штраф для юридических лиц от 100 до 500 тысяч рублей).
Нельзя исключать, что в случае вступления закона в силу будут разработаны специальные штрафы за размещение рекламы у иностранных агентов и рекламирование их ресурсов. Так, о необходимости «предусмотреть строгие меры ответственности» уже сообщал один из инициаторов законопроекта.
У законодателя есть на что ориентироваться – часть 9 ст. 14.3 КоАП РФ предусматривает штраф для юрлиц от 500 тысяч до 3 миллионов рублей за размещение рекламы на сайте иностранной компании, не исполнившей «закон о приземлении». Однако пока такой штраф еще не разу не применялся: для этого нужно чтобы Роскомнадзор прямо запретил рекламу на таком сайте.
Есть ли сроки давности?
Законопроект не содержит сроков вступления в силу, поэтому, согласно общим правилам, он должен вступить в силу по истечению 10 рабочих дней с момента опубликования – именно тогда реклама у иностранных агентов и реклама их ресурсов будет под запретом.
Будет ли закон иметь обратную силу и распространяться на рекламу, размещенную до даты его вступления в силу или признания лица иностранным агентом – сложный вопрос. К сожалению, достаточно часто нарушения в Интернете воспринимаются как длящиеся, а значит «запрещенная» реклама любой давности может образовывать нарушение вплоть до ее удаления. Остается надеяться, что ФАС сформулирует разъяснения по этому вопросу.
Похожий вопрос рассматривался в отношении маркировки интернет-рекламы: тогда сформировалась позиция, что маркировке не подлежит реклама, договорные отношения по которой закончились до даты вступления в силу поправок о маркировке.
Возможно, что и в отношении «старой» рекламы у иностранных агентов будет сформирован похожий подход – в противном случае компания-рекламодатель, которая не сможет договориться об удалении интеграции у иностранного агента, будет в зоне риска.
Как адаптируется бизнес?
Бизнес пытается адаптироваться к законодательным изменениям: некоторые рекламные компании уже включают в рекламные договоры с блогерами из «зоны риска» оговорки о возможности быстрого и одностороннего отказа от договора в случае признания их иностранными агентами.
Некоторые участники рынка, напротив, готовы заложить штрафы в рекламные бюджеты, поскольку реклама на каналах иноагентов, особенно на фоне ограничений, может «восприниматься сверхпозитивно».
Вероятно, в обязанности маркетологов теперь будет входить задача по регулярному мониторингу новостей от Минюста РФ и Реестра иностранных агентов.
Мы надеемся, что данный материал помог составить первое впечатление о запрете размещения рекламы у иностранных агентов.
Команда CLS будет продолжать следить за развитием ситуации и держать вас в курсе последних новостей.