Обзоры законодательства
Законопроект об отвязке монопольно высоких цен от мировых индикаторов принят в первом чтении
- Автор: Денис Кислица
- Услуга: Антимонопольное законодательство
- Дата: 05.03.2024
28 февраля 2024 года Государственная дума Российской Федерации одобрила в первом чтении проект Федерального закона № 409891-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее – «Законопроект»). Ключевым изменением, предлагаемым в Законопроекте, является отвязка от показателей биржевых и (или) внебиржевых индикаторов цен на мировых товарных рынках при определении монопольно высоких цен на товары.
В настоящий момент Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – «Закон о защите конкуренции») предусмотрено, что при определении монопольно высокой цены товара императивно должны учитываться мировые индикаторы цен, установленные на рынках аналогичного товара (часть 8 статьи 6 Закона о защите конкуренции).
Кроме того, Законом о защите конкуренции предусмотрено, что при определении согласованности действий хозяйствующих субъектов необходимо учитывать обстоятельства, которые в равной степени влияют на всех хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке. При этом Закон о защите конкуренции к числу таких обстоятельств относит изменение цен на товар на мировых товарных рынках (статья 8 Закона о защите конкуренции).
В связи с наличием указанных положений в законе на практике часто складываются ситуации, при которых цены на внутреннем рынке основываются исключительно на зарубежных индикаторах и не учитывают экономическую ситуацию на внутреннем товарном рынке, отечественные производители увеличивают цены на товары, ссылаясь на повышение общемировых цен, в то время как иные факторы, влияющие на рост цен, отсутствуют.
Законопроектом предлагается внести изменения, в соответствии с которыми при определении монопольно высокой цены товара будет необязательно учитывать биржевые и внебиржевые индикаторы цен на мировых рынках аналогичной продукции. Кроме того, изменение цен на мировых товарных рынках предложено исключить из числа обстоятельств, учитываемых при определении согласованности действий хозяйствующих субъектов.
Описанные изменения, как отмечают разработчики Законопроекта в пояснительной записке, будут способствовать обеспечению приоритета интересов российских потребителей вне зависимости от волатильности цен на иностранных биржах, зарегистрированных в недружественных странах.
По нашему мнению, указанные изменения позволят антимонопольному органу глубже анализировать объективные причины изменения цен доминирующих хозяйствующих субъектов, которые не смогут прятаться за международные индикаторы, зачастую не отражающие актуальной действительности на товарных рынках в России.
Будем держать Вас в курсе дальнейших изменений. Надеемся, информация будет для Вас полезной.