Обзоры законодательства
«Донастройка» налоговой системы: ключевые аспекты
- Автор: Екатерина Смоловая
- Услуга: Налоговое право
- Дата: 17.07.2024
12.07.2024 Президент РФ подписал первый закон[1], принятый Государственной Думой РФ в рамках ранее анонсированной «донастройки» налоговой системы. Отметим, что данный закон вносит весьма существенные изменения не только в налоговое законодательство, но и, говоря бытовым языком, в привычный уклад россиян, поскольку без преувеличения коснётся каждого.
Забегая вперёд, обращаем ваше внимание, что расслабляться пока рано, поскольку в Государственной Думе продолжает рассматриваться другой законопроект, который также призван «донастроить» налоговую систему и предлагает ряд существенных поправок (его рассмотрение назначено на 23 июля[2], мы рассмотрим его отдельно).
Ранее мы уже писали о планируемых изменениях[3], однако часть поправок претерпела существенные изменения в ходе обсуждений, в связи с чем сегодня предлагаем разобраться со всем по порядку.
1. НДФЛ[4]
1.1. Введение пятиступенчатой прогрессивной шкалы налогообложения по НДФЛ
Данное изменение, пожалуй, можно назвать самым громким и всеобъемлющим. Несмотря на то, что в ходе рассмотрения и общественного обсуждения законопроекта поступало много предложений поднять обозначенные лимиты, именно эта поправка, по сути, была принята в первоначальном виде, за исключением некоторых нюансов.
Так, теперь уже окончательно предлагается введение пятиступенчатой прогрессивной шкалы налогообложения по НДФЛ.
- 13% в отношении доходов до 2,4 млн руб. в год (то есть до 200 тыс. руб. в месяц);
- 15% в отношении части дохода в диапазоне от 2,4 до 5 млн руб. в год;
- 18% в отношении части дохода в диапазоне от 5 до 20 млн руб. в год;
- 20% в отношении части дохода в диапазоне от 20 до 50 млн руб. в год;
- 22% в отношении части дохода, превышающей порог в 50 млн руб. в год.
Использование повышенных ставок так же, как и в настоящее время, планируется применять не ко всему доходу, а только к доходу, превышающему установленное пороговое значение.
При этом к отдельной категории доходов новая пятиступенчатая прогрессивная шкала налогообложения применяться не будет[5] – к таким доходам продолжат применяться налоговые ставки 13% и 15%.В перечень таких доходов включено следующее, в частности:
- доходы от продажи иного имущества, а также от имущества, полученного в дар;
- доходы от продажи долей в обществах с ограниченной ответственностью;
- доходы от долевого участия, включая дивиденды;
- доходы в виде страховых выплат;
- доходы от операций с ценными бумагами, ПФИ;
- проценты по вкладам;
- доходы от операций РЕПО, от операций займа ценными бумагами;
- и иные виды доходов.
1.2. Введение дополнительных ограничений при применении налоговых льгот
Введенные изменения также затронули п. 17.2 ст. 217 НК РФ, касающийся освобождения дохода от налогообложения НДФЛ при пятилетнем сроке владения ценными бумагами либо долями в уставных капиталах юридических лиц.
Теперь такая льгота распространяется исключительно на налоговую базу в пределах 50 млн рублей.
В случае превышения налоговой базы установленного предела в 50 млн руб., к такому превышению применяется налоговая ставка 15%, но без дальнейшего применения остальных повышенных ставок прогрессивной шкалы налогообложения.
2. Налог на прибыль
Общеустановленная ставка по налогу на прибыль увеличена до 25%.
В период с 2025 по 2030 гг. в федеральный бюджет будет перечисляться налог по ставке 8%, а в региональный – по налоговой ставке 17%.
При этом повышенная налоговая ставка будет распространяться как на доходы иностранных организаций от источника в РФ[6], так и на доходы в виде прибыли контролируемых иностранных компаний.
Вместе с этим, законопроект предусматривает введение нового федерального инвестиционного налогового вычета (далее – «ФИНВ», «вычет»)[7], который позволит налогоплательщикам уменьшить сумму налога на прибыль в части, отчисляемой в федеральный бюджет РФ.
Основные параметры использования ФИНВ:
- ФИНВ будет применяться начиная с периода, в котором введены в эксплуатацию объекты основных средств, нематериальных активов или изменена их первоначальная стоимость.
- ФИНВ не может составлять более 50% от суммы расходов, формирующих основную стоимость основных средств и нематериальных активов.
- Установлен запрет на одновременное применение ФИНВ и других видов инвестиционных вычетов к одинаковым объектам основных средств и нематериальных активов.
- ФИНВ не будет применим к иностранным компаниям, участникам соглашений о защите и поощрении капиталовложений, кредитным организациям и производителям подакцизных товаров.
В настоящий момент проект, подготовленный Министерством экономического развития Российской Федерации, определил ограниченный круг субъектов, которые могут воспользоваться вычетом[8].
Предполагается, что ФИНВ будет доступен только для организаций, деятельность которых направлена на «проекты технологического суверенитета» в соответствующих отраслях экономики и т.д.
3. Специальные налоговые режимы
Нельзя не отметить, что изменения существенным образом коснулись УСН, и не будет преувеличением сказать, что УСН больше никогда не будет прежним. В частности, принятым законом были изменены основополагающие параметры данного режима, а также исключено основное преимущество УСН посредством введения НДС для всех налогоплательщиков УСН при достижении определенных (довольно несущественных) показателей.
Основные изменения УСН являются следующими:
- увеличен лимит по сумме доходов, сохраняющий право на применение УСН, до 450 млн руб. (с ежегодной индексацией на коэффициент-дефлятор);
- увеличен лимит остаточной стоимости основных средств – он будет увеличен со 150 млн руб. до 200 млн руб. (с ежегодной индексацией);
- увеличена максимальная численность сотрудников для сохранения права на применение УСН до 130 человек (при этом данный показатель является фиксированным, не подлежит увеличению);
- отменены «повышенные» налоговые ставки 8% и 20%;
- субъекты, находящиеся на УСН, по общему правилу будут являться налогоплательщиками НДС, однако для них установлен особый режим исполнения обязанностей налогоплательщика, в частности:
- налогоплательщики УСН могут быть освобождены от налогообложения НДС при условии, что их доход не превышает 60 млн руб. за календарный год[9];
- налогоплательщики УСН могут применять пониженные налоговые ставки[10] по НДС - 5%[11]/ 7%[12], однако их применение влечет невозможность принять к вычету «входящий» НДС по приобретенным товарам, работам, услугам у контрагентов[13];
- налогоплательщики УСН могут исполнять обязанности налогоплательщика по НДС в общем порядке с учетом применения общих налоговых ставок (0% / 10% /20%), которые позволят принимать налогоплательщикам УСН «входящий» НДС от контрагентов к вычету.
Вместе с тем, вводятся переходные положения по УСН, что позволит тем, кто впервые собирается перейти на УСН, а также тем, кто превысил лимиты УСН в 2024 году, применять данный специальный режим в 2025 году при условии соответствии новым вводимым лимитам.
4. Налоговая амнистия при дроблении бизнеса
Ранее мы подробно рассмотрели изменения, касающиеся налоговой амнистии при дроблении бизнеса, в своем предыдущем обзоре. Итоговая редакция законопроекта сохранила текст о налоговой амнистии при дроблении бизнеса в неизменном виде.
Положения о налоговой амнистии вступают в силу со дня официального опубликования закона, то есть с 12.07.2024.
Ключевые параметры налоговой амнистии при дроблении бизнеса остались следующими:
- налогоплательщик должен в добровольном порядке отказаться от схемы в виде искусственного дробления бизнеса, что предполагает консолидацию доходов по всей группе лиц и уплату соответствующей суммы налогов. При этом порядок консолидации таких доходов и исполнения обязанности по уплате налога, как действий, свидетельствующих об отказе в использовании схемы по искусственному дроблению бизнеса, так и не предложен законодателем в итоговой редакции закона, как и порядок оценки такого отказа со стороны налогового органа.
- амнистия за использование схемы в виде дробления бизнеса может исключить лишь налоговую ответственность налогоплательщика, однако административная и уголовная ответственность его контролирующих лиц не исключается.
Таким образом, на текущий момент налоговая амнистия бизнеса не только содержит весьма абстрактные нормы права, не дающие очевидного ответа на вопрос, как их применять налогоплательщикам на практике, , но и не содержит каких-либо существенных гарантий для налогоплательщиков и их контролирующих лиц в случае принятия решения об отказе от схемы в виде искусственного дробления бизнеса.
Наши специалисты на постоянной основе следят за изменениями законодательства. Более подробно все аспекты налоговой реформы будут детально проанализированы нашими юристами в планируемом цикле вебинаров, который мы анонсируем в ближайшее время.
[3] https://www.cls.ru/rus/press-centr/obzory-zakonodatelstva/1602/ ; https://www.cls.ru/rus/press-centr/obzory-zakonodatelstva/1609/
[4] Ранее до внесения законопроекта в государственную думу РФ наша команда писала об этой новости также в своем телеграмм канале: https://t.me/LegalRecipes
[5] Следует из п.6 ст.210, п.1.1 ст.224 НК РФ.
[6] За исключением доходов, которые облагаются по специальным налоговым ставкам.
[7] Появляется новая статья 286.2 НК РФ.
[9] Освобождение от НДС будет предоставляться налогоплательщику автоматически, если он соответствует критерию об отсутствии доходов, превышающих 60 млн руб., при этом налоговый орган будет вправе проверить обоснованность применения освобождения.
[10] Такие пониженные налоговые ставки должны будут применяться в течение не менее 12 последовательных налоговых периодов подряд, за исключением ситуации в виде утраты права на применение пониженной налоговой ставки.
[11] Если доход налогоплательщика превышает 60 млн руб., но не превышает 250 млн руб.
[12] Если доход налогоплательщика превышает 250 млн руб., но не превышает 450 млн руб.
[13] Налогоплательщики, которые планируют применять пониженные налоговые ставки, не обязаны предоставлять в налоговый орган специальное заявление о применении пониженной налоговой ставки. Информирование налогового органа будет осуществляться на основании первой предоставленной налоговой декларации, в которой будет заявлена такая пониженная налоговая ставка.