Обзоры законодательства
Налоговая реформа: продолжение
- Автор: Екатерина Смоловая
- Услуга: Налоговое право
- Дата: 25.10.2024
23 октября 2024 года Советом Федерации был принят и направлен Президенту РФ проект федерального закона, который вносит изменения в НК РФ и некоторые другие законы о налогах, фактически дополняя масштабную налоговую реформу. В обзоре рассмотрим наиболее значимые изменения, предложенные законопроектом, которые касаются широкого круга налогоплательщиков.
i. «Кредитование за счет государства» становится дороже
Некоторое время, в особенности с учётом временного регулирования 2022-2024 годов, пени за просрочку уплаты налогов были фактически меньше банковских процентов, в связи с чем налогоплательщики пользовались такими «льготными» условиями для более эффективного распределения свободных средств. В рассматриваемом законопроекте законодатель скорректировал дифференцированную шкалу пени:
- Первые 30 календарных дней ставка пени остается на прежнем уровне – 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей в указанный период.
- С 31 по 90-й день это 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ.
- Начиная с 91-го дня и далее ставка снова возвращается к размеру 1/300 ставки ЦБ РФ.
Логика здесь заключается в том, что в соответствии со ст.70 НК РФ у налогового органа есть 3 месяца для выставления требования об уплате налога с момента, когда сальдо налогового счета стало отрицательным на 3 000 руб. и более, а после выставления требования через 8 рабочих дней налоговая в любом случае может заблокировать все счета налогоплательщика, и тот в спешном порядке перечислит деньги в бюджет для разблокировки счетов.
ii. Точечные корректировки по налогу на прибыль
В рамках регулирования налога на прибыль можно отметить следующие аспекты:
- Законопроектом увеличена ставка налога на прибыль с 15% до 20% по долговым обязательствам, оформленным в виде ценных бумаг, выпущенных РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Согласно пояснительной записке, изменение связано с тем, что льгота для данного вида доходов должна быть сохранена на уровне 5% от стандартной ставки, которая была повышена.
- Дополнено регулирование федерального инвестиционного налогового вычета (ФИНВ) – объекты, по которым применён вычет, можно будет амортизировать в части первоначальной стоимости за вычетом ФИНВ.
- Скорректирована ставка налога на прибыль для организаций, осуществляющих деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении. Данная ставка в 2022 году была увеличена с 20 до 50%, теперь же установлено, что через 7 лет промышленной добычи ставка уменьшается до 34%.
iii. Размер взносов в фонды для МСП станет больше
Для субъектов малого и среднего предпринимательства сократятся возможности обложения страховыми взносами в льготном порядке. Теперь пониженные ставки страховых вносов для МСП (в настоящее время это 15%) будут применяться в отношении суммы вознаграждения, превышающего не однократный размер МРОТ, а полуторакратный размер МРОТ.
iv. Донастройка регулирования УСН
Уже неоднократно отмечалось в СМИ намерение Минфина РФ снизить частоту «налоговой миграции» бизнеса на УСН в регионы с пониженными ставками по УСН. Законопроект предполагает следующий механизм противодействия такой «миграции» - при переезде организации или ИП в регион, в котором ставки по УСН установлены в меньшем размере, чем тот, где налогоплательщик вёл деятельность ранее, ставка по УСН на три налоговых периода сохранится на прежнем уровне.
Эффективность механизма покажет только время – с одной стороны, становится всё больше дел, в рамках которых рассматриваются вопросы «миграции с налоговыми целями», с другой стороны – новое регулирование может усложнить администрирование в регионах, а также фактически вводит неопровержимую презумпцию, что переезд бизнеса на УСН связан с налоговыми целями.
Дополнительно в части регулирования УСН можно отметить, что с 2025 года налогоплательщики на УСН с доходами до 60 млн рублей не будут выставлять счета-фактуры с отметкой «Без НДС», как это планировалось ранее, а в целом не будут обязаны выставлять счета-фактуры.
v. АУСН теперь может применяться на всей территории РФ
Автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН) с 1 января 2025 года доступна для введения во всех субъектах РФ, но вводится законами субъектов РФ.
Принимая во внимание то, что Законодательное собрание Санкт-Петербурга еще в апреля 2024 г. обращалось в государственную думу с просьбой, чтобы Санкт-Петербург стал участником эксперимента по внедрению АУСН, смело можно предположить, что с 1 января 2025 г. указанная система налогообложения в Санкт-Петербурге будет введена.
vi. Обо всём понемногу
Законопроект также включает в себя ряд частных изменений, не все из которых применимы для широкого круга налогоплательщиков, но довольно любопытны.
- К теме импортозамещения: законодатель позаботился о разведении племенных животных и установил ставку НДС на ввоз таких животных, птиц и рыб в страну и продажу внутри страны в размере 10%.
- Об акцизах: квас с содержанием этилового спирта до 1,2% включительно отныне является сахаросодержащим продуктом для целей налогообложения, а это значит, что он становится подакцизным товаром и станет дороже. Очередное повышение акцизов не является существенным, скорее носит характер, компенсирующий инфляционные потери.
- О государственной пошлине: в 2 раза возрастёт государственная пошлина за регистрацию договора аренды и за его расторжение, а также за регистрацию и кадастровый учёт предприятия как имущественного комплекса.
- О налоге на имущество для производителей электроэнергии: льготой по налогу на имущество смогут воспользоваться организации, занимающиеся производством электроэнергии из возобновляемых источников – в отношении имущества солнечных электростанций, а также территориальные сетевые организации – в отношении ряда объектов (ЛЭП, трансформаторных подстанций до 35 КВт включительно и иных).
В целом, законопроект направлен на внесение точечных дополнений и корректировок в разработанный ранее скелет новых параметров налоговой системы в РФ. Мы продолжаем следить за изменениями и будем рады помочь с оценкой их влияния на хозяйственную деятельность – ещё не поздно подготовиться к наступлению 2025 года и новой налоговой реальности.
Дополнительная информация
Данный обзор подготовили юристы налоговой практики CLS Наталья Ортман и Анна Сотникова.
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться в один из офисов CLS в Москве или Санкт-Петербурге.
Целью настоящего обзора является предоставление клиентам CLS и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая в той или иной степени может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.