Обзоры законодательства
«Электрификация» правосудия: новые грани
- Автор: Игорь Горохов
- Услуга: Арбитраж и внесудебное разрешение споров
- Дата: 25.03.2015
Тенденция «электрификации» российского судопроизводства продолжена принятием 08 марта 2015 года Федерального закона №41-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предоставляющего возможность оформлять исполнительные документы в электронной форме.
Принятый закон вносит изменения в Уголовно-процессуальный кодекс, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Арбитражный процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс и в закон «Об исполнительном производстве».
Среди основных новелл можно отметить следующие:
- Постановления по делам об административных правонарушениях теперь могут выноситься и направляться для исполнения в форме электронных документов (в том числе с использованием системы межведомственного взаимодействия). При этом такой документ должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, должностного лица, либо лица, председательствующего на заседании коллегиального органа, принявшего решение.
- В рамках арбитражного и гражданского процесса суд может направить для исполнения подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью исполнительный лист в форме электронного документа. В рамках уголовного процесса исполнительный лист вместе с копией приговора также может быть направлен судом непосредственно судебному приставу-исполнителю в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
- Суды общей юрисдикции по просьбе заявителя могут направлять судебные приказы в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, непосредственно судебному приставу-исполнителю.
- Ходатайства, объяснения, отводы и жалобы могут быть поданы стороной исполнительного производства судебному приставу в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Учитывая поправки, внесенные в закон «Об исполнительном производстве», любые исполнительные документы, помимо указанных выше, могут также направляться в форме электронных документов.
В том случае если необходимо направить либо использовать исполнительный документ, направленный в форме электронного документа, на бумажном носителе, судебный пристав-исполнитель, а также судья, лицо, председательствующее на собрании коллегиального органа, либо должностное лицо, если речь идет о производстве в рамках КоАП, изготавливает бумажную копию документа.
Требования к формату электронного документа, направляемого в рамках рассматриваемого закона, определяются Правительством РФ.
Безусловно, подобные нововведения призваны сократить излишний бумажный документооборот и снизить уровень бюрократизации судебно-исполнительной системы, что в целом может только приветствоваться. Вместе с тем, крайне сложно верится в то, что чиновники, а в особенности судебные приставы-исполнители, в ближайшее время начнут охотно использовать эти нововведения в практике. К сожалению, как показывает практика, скорее наоборот: бюрократический аппарат будет использовать все доступные ему способы для продолжения работы в прежнем режиме, игнорируя новые веяния как можно дольше.
![]() |
Игорь Горохов
|
Дополнительная информация
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться к Игорю Горохову в офис Capital Legal Services в Санкт-Петербурге.
Целью настоящего обзора изменений в законодательстве является предоставление клиентам Capital Legal Services и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая в той или иной степени может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.