Обзоры законодательства
Если НК изменяют, значит, это кому-нибудь нужно? В Налоговый кодекс внесены очередные изменения
- Услуги: Строительство, Природные ресурсы / Энергетика, Пищевая промышленность, Коммерческая недвижимость , Здравоохранение и фармацевтика, Налоговое право
- Дата: 24.07.2017
18 июля Президент РФ подписал закон о противодействии налоговым злоупотреблениям, который также известен как закон «о кодификации необоснованной налоговой выгоды».
Возможность принятия закона обсуждалась в течение длительного времени, однако активная законотворческая деятельность по данному вопросу началась только в 2017 году. Депутатам ГД РФ понадобилось чуть более полугода, чтобы кардинальным образом переписать исходный текст законопроекта и принять изменения в НК РФ. Планируется, что закон вступит в силу с 20 августа 2017 года.
В соответствии с новым законом в НК РФ введена статья 54.1 НК РФ, устанавливающая «пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы». Положениями данной статьи предусмотрены следующие ограничения:
1. Запрет на уменьшение налоговой базы (суммы налога) в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни или об объектах налогообложения;
2. Допустимость уменьшения налоговой базы (суммы налога) при соблюдении следующих условий:
- основной целью сделки (операции) не является неуплата налога;
- обязательство по сделке исполнено именно стороной договора или лицом, которому передано право исполнения по договору или закону.
Обязанность по доказыванию несоблюдения налогоплательщиком установленных ограничений возлагается на налоговые органы.
Однако изложенные положения закона вызывают ряд обоснованных вопросов и опасений среди представителей бизнеса и юридического сообщества. В частности, остаются неопределенными следующие моменты:
1. Закон не дает определения понятия «искажение фактов хозяйственной жизни» и не устанавливает критериев, свидетельствующих о таком «искажении», в связи с чем представляется, что содержание данного понятия неконкретно и существует опасность его произвольного истолкования.
2. Закон фактически вводит дополнительную обязанность налогоплательщика по проверке фактического исполнителя обязательств по договору. Так, если исполнителем окажется иное лицо, а не сторона по договору, именно для налогоплательщика наступят негативные последствия в налоговой сфере. При этом в такой ситуации не имеет значения ни реальность хозяйственной операции, ни отсутствие налоговых претензий к участникам сделки.
3. К сожалению, закон также однозначно не устанавливает последствия несоблюдения предусмотренных ограничений. Согласно сложившейся практике по делам о необоснованной налоговой выгоде главным последствием несоблюдения ограничений должна стать реконструкция налоговых обязательств и определение действительного размера налоговой обязанности. Тем не менее, закон прямо не устанавливает последствия, что необоснованно ставит налогоплательщиков в положение неопределенности.
Остальные положения закона дублируют позиции из Постановления Пленума ВАС РФ №53 от 12 октября 2006 года «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее также – «Постановление №53») и сложившейся судебной практики. Так, самостоятельным основанием для признания выгоды необоснованной не может быть:
- возможность достижения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных сделок;
- подписание первичных документов неустановленными (неуполномоченными) лицами;
- нарушение контрагентом налогового законодательства.
Согласно комментариям разработчиков закона, основной целью принятых поправок является борьба с недобросовестными налогоплательщиками, действия которых направлены на получение необоснованной налоговой выгоды в результате взаимодействия с фирмами - «однодневками».
Тем не менее, очевидным упущением, на наш взгляд, является то, что закон не устанавливает приоритет реальности хозяйственной операции над соблюдением формальностей, что не позволяет исключить из зоны риска и защитить интересы добросовестных налогоплательщиков. Более того, также остается нерешенным вопрос о соотношении положений нового закона и положений Постановления №53.
Безусловно, принятие данного закона представляет одно из главных событий текущего года. Однако, к сожалению, при его прочтении возникает больше вопросов, чем ответов. По нашему мнению, многочисленные вопросы как с точки зрения определенности положений, так и с точки зрения его соотношения с уже сложившейся практикой, могут послужить препятствием для его эффективного применения. Остается надеяться, что разъяснения ФНС и судебная практика будут способствовать выработке унифицированных подходов и применению закона в соответствии с первоначальными целями его принятия.
![]() |
Анастасия Кузьмина
|
Дополнительная информация
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться к Анастасии Кузьминой в офис Capital Legal Services в Санкт-Петербурге.
Целью настоящего обзора изменений в законодательстве является предоставление клиентам Capital Legal Services и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая в той или иной степени может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.
www.facebook.com/capitallegalservices