Обзоры законодательства
ФАС России подготовлены официальные разъяснения об особенностях применения законодательства о рекламе
- Услуга: Антимонопольное законодательство
- Дата: 16.09.2015
1. Особенности, связанные с размещением рекламы в сети Интернет
Согласно разъяснениям ФАС России, информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя (продавца) или его странице в социальных сетях, не является рекламой. Также рекламой не будет являться информация о скидках и акциях, размещенная на специализированных сайтах, позволяющих приобрести купон, активирующий скидку.
Однако если размещаемая информация направлена не на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, а на привлечение внимания и выделение конкретного товара среди однородных (например, с помощью всплывающего баннера), такая информация может быть признана рекламой.
В свою очередь, информация, предоставляемая компьютерными поисковыми системами по запросу пользователя (такими как Google, Yandex и др.), не будет являться рекламой, так как цель распространения данной информации - непосредственный ответ на запрос пользователя. Однако, необходимо иметь в виду, что, если для предоставления информации пользователю на веб-странице используются контекстные технологии, то такая информация будет признана рекламой.
2. Особенности, связанные с оценкой продукции СМИ на предмет ее соответствия национальной продукции
Согласно требованиям законодательства о рекламе не допускается распространение рекламы по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств[1]. Исключение составляют телеканалы, доля национальной продукции СМИ в эфире которых составляет не менее 75% от общей доли вещания.
Напомним, что к национальной продукции СМИ относятся информационные материалы, отвечающие следующим признакам:
- они изготовлены на русском языке или других языках народов Российской Федерации либо на иностранном языке (в случае, если данная продукция предназначена для российского средства массовой информации);
- они произведены гражданами Российской Федерации, и (или) зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации организациями и (или) по заказу российского СМИ;
- российские инвестиции в их производство составляют не менее чем пятьдесят процентов.
К национальной продукции СМИ также будет относится продукция средства массовой информации, созданного в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
При этом оценка продукции СМИ на предмет отнесения ее к национальной продукции осуществляется антимонопольным органом только в рамках проведения плановых и внеплановых проверок.
То есть, в случае поступления в антимонопольный орган заявления о распространении рекламы на телеканалах, на которых ее распространение запрещено (либо в случае самостоятельного выявления сотрудниками ФАС России признаков нарушения), антимонопольная служба обязана провести проверку с тем, чтобы выявить объем национальной продукции СМИ в эфире данного телеканала.
При этом методика определения объема национальной продукции СМИ заключается в определении ее доли в эфире исходя из фактического вещания телеканала в течение суток. Период для оценки может быть определен отдельными датами или диапазоном дат, однако исчисление объема трансляции национальной продукции СМИ осуществляется для каждых отдельных суток.
Соответственно, если при проведении проверки антимонопольным органом будет выявлен факт распространения рекламы на телеканале в те сутки, когда объем национальной продукции СМИ в эфире составлял менее 75% времени вещания, данный факт будет являться основанием для применения ответственности в соответствии с законодательством о рекламе.
3. Проверки в сфере рекламы в период 2016-2018 годов
Напомним, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года плановые проверки государственных органов, в том числе в сфере рекламного законодательства не будут проводится в отношении субъектов малого предпринимательства[2].
Согласно разъяснениям антимонопольной службы, в случае если лицо, являющееся субъектом малого предпринимательства несмотря на имеющийся запрет, попало в план проверок или в его отношении плановая проверка была начата, то такое лицо подлежит исключению из плана, а проверка в его отношении должна быть прекращена.
[1] Часть 14.1 статьи 14 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»
[2] Часть 1 статьи 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Ирина Акимова Руководитель Антимонопольной практики Москва iakimova@cls.ru |
Дмитрий Гавриленко
Москва
Тел.: +7 (495) 970 10 90 |
Дополнительная информация
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться к Ирине Акимовой или Дмитрию Гавриленко в офис Capital Legal Services в Москве.
Целью настоящего обзора является предоставление клиентам Capital Legal Services и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая в той или иной степени может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам