Обзоры законодательства
Государственной Думой 22 сентября 2015 года в третьем чтении принят «Четвертый антимонопольный пакет»
- Услуга: Антимонопольное законодательство
- Дата: 28.09.2015
Изменения, одобренные Думой, носят значительный характер и серьезно повлияют на антимонопольное регулирование и защиту конкуренции в России. Наиболее существенные из них относятся к нормам, регулирующим злоупотребление доминирующим положением, антиконкурентные соглашения, недобросовестную конкуренцию, а также процедурные аспекты рассмотрения дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
Злоупотребление доминирующим положением
- Из полномочий антимонопольного органа исключено ведение реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение. Это означает, что при каждом рассмотрении дела по признакам злоупотребления доминирующим положением, антимонопольный орган будет проводить анализ рынка для установления доминирования лица, подозреваемого в нарушении.
Данное изменение безусловно является позитивной новеллой, которая даст возможность хозяйствующим субъектам доказать антимонопольному органу (или суду при обжаловании решения регулятора), что его положение на рынке не позволяет квалифицировать его как доминанта. Ранее нахождение лица в соответствующем реестре автоматически означало его доминирование и не подлежало оспариванию как в рамках дела по признакам злоупотребления доминирующим положением, так и при судебном обжаловании решений ФАС России.
Кроме того, на рассмотрении в первом чтении в Государственной Думе находится и так называемый «антикризисный» проект поправок в антимонопольное законодательство. Согласно планируемым изменениям при наличии доли хозяйствующего субъекта на рынке менее 35%, отсутствие доминирования такого лица на рынке презюмируется.
- В случае выявления факта злоупотребления доминирующим положением лица, доля которого составляет более 70% процентов на определенном рынке, Правительством будут устанавливаться правила недискриминационного доступа к товарам и услугам такого хозяйствующего субъекта. Раньше подобные меры действовали только в отношении субъектов естественных монополий. Указанные правила будут предусматривать строгую регламентацию поведения хозяйствующего субъекта на рынке.
Антиконкурентные соглашения
- Конкретизированы положения, относящиеся к допустимости «вертикального» соглашения. В действующей редакции Закона о защите конкуренции допустимым считаются вертикальные соглашения между лицами, доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышала 20%. Теперь данная неточность устранена – доля участников соглашения не должна превышать 20% доли рынка, на котором предполагается действие соглашения.
- Отныне картелем могут быть признаны не только соглашения между продавцами товара, но также и покупателями товара. Подобный подход полностью соответствует международной практике и является вполне логичным.
- Соглашения о совместной деятельности хозяйствующих субъектов, предварительно одобренные антимонопольным органом, не могут в дальнейшем быть признаны картелем. Необходимо отметить, что если действия участников соглашения выйдут за пределы одобренных антимонопольным органом положений соглашения или в самом соглашении появятся новые несогласованные положения, то в таком случае соглашение (или действия его сторон) могут быть признаны антиконкурентными.
Недобросовестная конкуренция
- В Закон о защите конкуренции вносится новая глава, посвященная недобросовестной конкуренции. Положения данной главы детализируют возможные виды нарушений, которые будут квалифицироваться как недобросовестная конкуренция. Среди них:
- Дискредитация, то есть распространение ложных, неточных или искаженных сведений о конкуренте или его товаре (услуге);
- Введение в заблуждение относительно товара (услуги) или условий его реализации;
- Некорректное сравнение хозяйствующего субъекта и (или) его товара с конкурентом и (или) его товаром;
- Недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг;
- Недобросовестная конкуренция, связанная с использованием результатов интеллектуальной деятельности;
- Создание смешения, то есть действий способных вызвать смешение с деятельностью конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми конкурентом в гражданский оборот на территории России
- Незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну
Кроме того, антимонопольный орган может признать недобросовестной конкуренцией и иные действия, прямо не поименнованные в соответствующей главе Закона о защите конкуренции, но отвечающие ее общим признакам.
Важно понимать, что изменения, коснувшиеся норм, посвященных недобросовестной конкуренции, не расширяют полномочия ФАС России и не добавляют новых составов нарушений. Изменения лишь детализируют положения законодательства и упрощают как правоприменение, так и понимание их смысла субъектами бизнеса.
Процедура рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства
- До вынесения итогового решения по делу, Комиссией по рассмотрению дела будет приниматься заключение, оформленное в виде отдельного документа, который будет содержать все обстоятельства дела, а также доказательства на которых основаны выводы Комиссии. Заключение будет направлять всем участникам дела и по сути будет являться проектом окончательного решения.
Возможность ознакомления с подобным процессуальным документом, позволит лицам, участвующим в деле, выстраивать свою линию защиты более обосновано и аргументировано, понимая, что именно, по мнению регулятора, указывает на наличие нарушения в их деятельности.
- Возможность обжалования решений территориальных органов в центральном аппарате ФАС России. Данное право может быть реализовано хозяйствующим субъектов только при нарушении территориальным органом единообразия и практики применения антимонопольного законодательства. Использование данного права не лишает хозяйствующих субъектов права на судебное обжалование решений и действий ФАС России в дальнейшем.
- Лица, участвующие в деле, наделяются дополнительными процессуальными правами, в числе которых отвод членов комиссии и экспертов по делу, привлечения собственных экспертов и иные.
Административная ответственность
- В случае если хозяйствующему субъекту по итогам рассмотрения дела выдается предписание о перечислении в бюджет дохода, полученного от незаконной деятельности, данное лицо не может быть привлечено к административной ответственности за данное нарушение (при условии исполнения предписания). Данное правило является абсолютно справедливым и исключает применение двойной ответственности за одно и тоже нарушение.
- Поправка в Закон о защите конкуренции предусматривают, что для лиц, добровольно сообщивших в антимонопольный орган о наличии антиконкурентного соглашения применяется минимальный размер административного штрафа за подобное нарушение.
Развитие института предупреждения
- Существенно расширены полномочия антимонопольного органа в части выдачи предупреждений о прекращении деяний, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. ФАС России сможет выдавать предупреждения не только субъекту, занимающему доминирующее положение, но и иным хозяйствующим субъектам и органам государственной власти. Кроме того, расширен и круг нарушений, по которым может быть выдано предупреждение. В него включены действия по созданию дискриминационных условий и необоснованное установление различных цен (для доминантов), антиконкурентные действия и акты органов государственной власти а также некоторые виды недобросовестной конкуренции.
Антимонопольное законодательство в России - одна из самых динамично развивающихся сфер. Большинство экспертов и практикующих юристов всегда позитивно встречают новеллы, которые готовит антимонопольная служба. «Четвертый антимонопольный пакет» носит либеральный и прогрессивный характер. Лицам, участвующим в рассмотрении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства, теперь доступные новые процессуальные возможности, которые позволят более продуктивно отстаивать свои интересы и сократят количество обжалуемых решений ФАС России в судах.
Поправки вступят в силу по истечении 90 дней со дня их официального опубликования.
![]() |
Ирина Акимова
Москва iakimova@cls.ru |
|
Дмитрий Гавриленко
Москва |
Дополнительная информация
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться к Ирине Акимовой или Дмитрию Гавриленко в офис Capital Legal Services в Москве.
Целью настоящего обзора является предоставление клиентам Capital Legal Services и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая в той или иной степени может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам