Обзоры законодательства
Готовь сани летом. Почему нужно регистрировать товарный знак заранее
- Услуга: Интеллектуальная собственность
- Дата: 25.03.2020
Когда лучше регистрировать свой бренд как товарный знак – после того, как он будет достаточно «раскручен», или сильно заранее – возможно, ещё до выхода на рынок? Многие предприниматели склонны думать, что с регистрацией товарного знака всегда можно подождать, но практика показывает, что промедление чревато проблемами. Что может пойти не так? Разберем два недавних примера в сегодняшней рубрике #ИнтеллектуальныеСреды.
Первая история – про мем «Показалось» и магазин «ТВОЁ» (подробности здесь). В июле 2017 года блогер Анатолий Капустин запостил фото с придуманным им дизайном футболки, на спине которой была нашивка как на форме полиции, только вместо слова «ПОЛИЦИЯ» в красном прямоугольнике было слово «ПОКАЗАЛОСЬ». Позже блогер увидел, что такие же футболки продаются в магазинах «ТВОЁ» и на интернет-площадке Wildberries.
Возмущенный блогер направил магазинам претензию, однако те нарушения не признали. По мнению магазинов, в слове «Показалось» нет никакого творческого характера (это, по сути, общеупотребимое слово), значит, она не является объектом авторского права и спрашивать у кого-либо разрешения на её использование не нужно.
СМИ пишут, что блогер намерен идти в суд, однако исход разбирательства предугадать очень сложно. В этом споре, очевидно, во весь рост встанет один из сложнейших вопросов авторского права, который звучит крайне философски: что вообще такое «творчество»? Наверняка непросто будет убедить суд, что само слово «показалось» может быть объектом авторского права. Чуть проще, скорее всего, будет доказать творческий характер самого дизайна футболки в целом, но и здесь все далеко не однозначно.
В общем, спор обещает быть сложным и непредсказуемым. Мог ли Капустин как-нибудь облегчить свою участь? Вполне. Предположим, что блогер, придумав дизайн футболки, подал бы заявку на регистрацию слова «Показалось» (и/или его же на черном фоне в красном квадрате) для футболок и другой одежды. Вполне возможно, что этот товарный знак был бы зарегистрирован (хотя уверенным в этом быть нельзя). Тогда он, заметив футболки со спорным принтом в магазине, мог бы предъявить иск о нарушении прав на товарный знак и взыскании компенсации. Здесь вступать в тяжеловесные споры о сути творчества не пришлось бы: если есть товарный знак, и он размещен на товаре без согласия правообладателя, то есть и нарушение. В итоге решить спор в пользу блогера было бы гораздо проще, чем без товарного знака.
Вторая новость – про один из самых популярных русскоязычных YouTube-каналов с космическими 51 миллионом подписчиков и 29 миллиардами (!) просмотров. Думаем, что читатель, как и мы, удивится, узнав, что речь идет о канале Like Nastya, где показывается жизнь 6-тилетней девочки – как она ходит в парки аттракционов, играет с друзьями и так далее (с новостью можно ознакомиться здесь).
Несмотря на колоссальный успех, родители девочки, ведущие канал, не стали подавать заявку на регистрацию его наименования в качестве товарного знака. В результате вместо них товарный знак Like Nastya зарегистрировала на своё имя некое ООО. Отец Насти обратился в Палату по патентным спорам и попытался оспорить регистрацию, однако Палата ему отказала.
Причиной вновь стали сложности толкования закона и доказывания. Отец девочки говорил о том, что Like Nastya – это псевдоним его дочери, а ГК прямо запрещает регистрировать чужие псевдонимы в качестве товарных знаков без получения разрешения. Палата, однако, аргумент не поддержала: по мнению коллегии, Like Nastya – это название канала, а не псевдоним девочки, ведь во всех видео её называют просто по имени.
Конечно, решение Палаты может быть оспорено в суде, да и аргументы для признания регистрации недействительным, на наш взгляд, одним «псевдонимом» не исчерпываются. Однако сейчас товарный знак остаётся зарегистрированным на другое лицо, а исход будущего спора в суде, если он будет, опять же, крайне непредсказуем. Единственный способ не допустить такой ситуации – подать заявку на регистрацию товарного знака заранее.
Мораль этих двух совершенно разных историй одна: регистрировать товарный знак нужно заранее, до того, как бренд станет известным и популярным, а лучше всего подавать заявку ещё до того, как Вы выйдете с брендом на рынок. Это позволит в будущем избежать не только сложностей, подобных описанным выше, но и многих других.
Есть только одно исключение, когда товарный знак нужно подавать на регистрацию уже после того, как он станет известен. Этим исключением, например, недавно воспользовался Сбербанк, когда регистрировал товарный знак «Спасибо», о чем мы расскажем в следующем выпуске Интеллектуальных Сред.
_____________________________________________
Материал подготовлен руководителем практики Интеллектуальной собственности Capital Legal Services Еленой Бергер и юристом Владиславом Щербатых.
Поделиться материалом на Facebook можно, сделав репост этой записи.