Обзоры законодательства
Изменения в сфере судебного производства в 2014 году: некоторые итоги уходящего года
- Услуга: Арбитраж и внесудебное разрешение споров
- Дата: 30.12.2014
В настоящем обзоре мы представляем Вашему внимание новшества законодательства и судебной практики, которые могут оказать влияние на нашу деятельность в следующем году.
Основные новеллы/инициативы в сфере гражданского и арбитражного судопроизводства
- Одним из важнейших событий в 2014 году стало объединение Верховного и Высшего Арбитражного судов на базе Верховного Суда Российской Федерации. О конкретных результатах этого объединения говорить пока рано, но совершенно очевидно, что нас ждут большие перемены.
- Следующим шагом нужно ожидать полное интегрирование арбитражных судов в систему судов общей юрисдикции в виде экономических коллегий.
- Соответственно, уже ведется работа по единому Гражданскому процессуальному кодексу, который заменит ныне действующие АПК РФ и ГПК РФ, концепция которого уже находится в открытом доступе.
- В качестве примера реализации указанной выше концепции, хочется указать на изменения в ряде статей АПК РФ, согласно которым дела об оспаривании нормативных правовых актов (кроме тех, которые рассматриваются в суде по интеллектуальным правам) подлежат рассмотрению исключительно в рамках гражданского судопроизводства, а не арбитражного.
Основные новеллы в сфере уголовного и административного судопроизводства
- Изменен порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям: следователь вправе возбудить уголовное дело на основании материалов, полученных от органов дознания, при этом получение заключения налогового органа фактически носит необязательный характер (ч. 7-9 ст. 144 УПК РФ).
- Совет Федерации одобрил изменения в УПК РФ, согласно которым устанавливается бессрочный порядок обжалования судебных актов в кассации и надзоре при рассмотрении дела в порядке уголовного судопроизводства. Ранее действовавший годичный срок обжалования сохраняется только в случае пересмотра судебных решений по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, оправданного лица в отношении которого уголовное дело прекращено (с текстом федерального закона можно ознакомиться здесь).
- С 1 января 2015 г. вступают в силу ряд новых составов КоАП РФ в несколько раз увеличивающих размеры штрафов для работодателей за нарушение трудового законодательства, в том числе за уклонение от оформления трудовых отношений с работниками (5.27 КоАП РФ).
- Государственной думой РФ в третьем чтении принят закон, предусматривающий, что при наличии исключительных обстоятельств административный штраф юридическим лицам может быть назначен судом менее нижнего предела наказания, при этом штраф не может составлять менее 50% от нижнего предела (с текстом федерального закона можно ознакомиться здесь).
- Конституционный суд РФ вынес постановление о признании неконституционным подхода к определению размера наказания по ст. 159.4 УК РФ «мошенничество в сфере предпринимательства». Так, за совершение преступления в особо крупном размере предусматривается лишение свободы на срок до 5 лет, тогда как при совершении мошенничества в крупном размере по общей статье 159 УК РФ – до 10 лет лишения свободы (Постановление Конституционного суда РФ от 11 декабря 2014 года № 32-П).
- Конституционный суд РФ обязал федеральные органы власти внести изменения в ч. 6-7 ст. 115 УПК РФ, в которой следует предусмотреть, что на ответственное хранение собственнику или владельцу арестованного имущества может быть передано не только «овеществленное» имущество, но также и безналичные денежные средства (Постановление Конституционного суда РФ от 10 декабря 2014 года № 31-П).
Также хотелось бы обратить особое внимание на пакет разрабатываемых и принятых мер, направленных на «деофшоризацию» российского бизнеса.
Во-первых, с 1 января 2015 года вступают в силу положения Главы 3.4 Налогового кодекса РФ, предусматривающие, в частности, следующее:
- Налогоплательщик обязан сообщать об участии в контролируемых иностранных компаниях (КИК), критерии контроля отражены непосредственно в ч. 3 ст. 25.13 НК РФ.
- Налог, исчисленный в отношении прибыли КИК, подлежит уплате организацией в размере 20% и уменьшается на сумму налога, уплаченного в отношении этой прибыли в соответствии с законодательством иностранного государства (ч. 11 ст. 309.1).
- Установлена налоговая ответственность: за непредоставление сведений о КИК в размере 50 тыс. рублей (неуведомление об участии) или 100 тыс. рублей (неуведомление о наличии КИК); за налоговые периоды начиная с 2018 года в случае неуплаты налога на прибыль КИК - в размере 20% от невыплаченных сумм (но не менее 100 тыс. рублей). Отметим, что за неуплату налога на прибыль КИК за 2015-2017 года не наступает и уголовная ответственность при условии полного возмещения суммы ущерба.
Во-вторых, в Государственную думу РФ внесен законопроект, предлагающий дополнить действующую редакцию ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов) квалифицирующими признаками, ужесточающими ответственность, в частности таким, как использование офшорных схем при совершении преступления (с текстом законопроекта можно ознакомиться здесь). Наказание за совершение преступления с использование офшорных схем может достигать шести лет лишения свободы, как за уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере.
В-третьих, в качестве «смягчающей» меры, Правительству РФ поручено до 15 июля 2015 года подготовить законопроект об амнистии капитала, выведенного за рубеж без уплаты соответствующих налогов, при условии возврата денежных средств в Россию, что должно подразумевать освобождение налогоплательщиков от налоговой и уголовной ответственности.
Дополнительная информация
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться к Ирине Оникиенко в офис CapitalLegalServices в Санкт-Петербурге.
Целью настоящего обзора изменений в законодательстве является предоставление клиентам CapitalLegalServices и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая, в той или иной степени, может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.
|
Ирина Оникиенко
|
|