Обзоры законодательства
Легализация параллельного импорта в 2015 году. Антимонопольные риски
- Услуга: Антимонопольное законодательство
- Дата: 04.03.2015
Вопрос легализации параллельного импорта вновь обсуждается на уровне первых лиц государства.
Напомним, что в России достаточно давно ведется дискуссия по вопросу легализации параллельного импорта. C этой инициативой активнее всего выступает ФАС России, которой разработан законопроект, предусматривающий поправки в IV часть Гражданского кодекса, допускающие параллельный импорт с 2020 года.
В условиях нынешней экономической ситуации данный вопрос вновь получил актуальность - на уровне первого заместителя председателя Правительства И.И. Шувалова в настоящее время обсуждается возможность легализации параллельного импорта уже в нынешнем году.
В данный момент на территории России действует национальный принцип исчерпания исключительных прав[1], согласно которому, исключительные права правообладателя на товарный знак признаются исчерпанными только при введении соответствующего товара в российский оборот.
На территории Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), начавшего свое функционирование с 1 января 2015 года, применяется региональный принцип исчерпания интеллектуальных прав - допустимо использование товарного знака в отношении товаров, которые были правомерно введены в гражданский оборот на территории любого из государств-членов ЕАЭС непосредственно правообладателем товарного знака или другими лицами с его согласия[2].
Данные положения закреплены в Договоре о Евразийском экономическом союзе, который в силу своего международного характера, имеет бо́льшую юридическую силу по сравнению с национальными законами.
В настоящее время обсуждаются две модели досрочного изменения порядка, действующего на территории России и ЕАЭС:
- сохранение регионального принципа исчерпания прав с некоторыми изъятиями, исключениями для некоторых секторов (речь идет о введении параллельного импорта на рынке лекарственных средств и медицинских изделий, а также рынке автомобильных запчастей);
- внесение изменений в договор о Евразийском экономическом союзе, предусматривающих использование международного принципа исчерпания исключительного права на товарный знак, с отдельными изъятиями (параллельный импорт можно ограничить для тех инвесторов, которые смогут доказать, что для них это исключение надо сделать). При использовании международного принципа правообладатель, продав товар в любой стране, теряет право определять для новых собственников условия реализации этого товара в дальнейшем.
Риски компаний
Ожидается, что реакцией на введение параллельного импорта в первую очередь станет изменение торговых стратегий иностранных компаний, ведущих свой бизнес в России, что неизбежно приведет и к изменению моделей взаимодействия с контрагентами.
При этом, возможны различные стратегии минимизации ущерба от легализации параллельного импорта: изменение условий договоров с дистрибьюторами, уход от привычных схем селективной дистрибуции, и др.
Однако важно иметь в виду, что любое изменение торговой политики потенциально может нести в себе антимонопольные риски, в первую очередь касающиеся запрета на ограничивающие конкуренцию соглашения в рамках взаимоотношений с дистрибьюторами. Именно поэтому при разработке новых торговых стратегий и политик, а также построении новых моделей отношений с контрагентами важно учитывать требования антимонопольного законодательства.
Напомним, что недопустимыми с точки зрения антимонопольного законодательства, в том числе будут являться:
- действия, направленные на запрет для дистрибьюторов использовать параллельно импортируемые товары;
- требование к дистрибьюторам, а также торговым сетям об отдельной реализации товаров, поставленных эксклюзивным дистрибьютером и иным дистрибьютером;
- создание препятствий для импортера в использовании (предоставлении) информации, которая необходима для размещения на этикетке или упаковке товара в соответствии с требованиями законодательства страны ввоза товара;
- иные действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
Дистрибьютерам стоит обратить внимание, что их самостоятельные действия по необоснованной дискриминации параллельных импортеров могут быть квалифицированы как недобросовестная конкуренция.
Недопустимым будет являться, например, поддержание дистрибьютором цены на товар, поставляемый по эксклюзивному контракту, путем препятствования приобретению параллельным импортером товара на внешних рынках для их последующей реализации на территории России.
При этом деятельность компаний, которые ведут бизнес на трансграничных рынках, должна также соответствовать и требованиям антимонопольного законодательства ЕАЭС, которое вступило в силу с 1 января 2015 года.
Учитывая важность, которую придают вопросу легализации параллельного импорта заинтересованные ведомства, и оперативность, с которой ведутся обсуждения, уже сейчас целесообразно задуматься об изменении используемых в компании торговых стратегий и о возможных правовых рисках, связанных с таким изменением.
[1] Статья 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации
[2] Пункт 16 Приложения № 26 к Договору о Евразийском экономическом союзе
Дополнительная информация
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться к Ирине Акимовой или Дмитрию Гавриленко в офис Capital Legal Services в Москве.
Целью настоящего обзора изменений в законодательстве является предоставление клиентам Capital Legal Services и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая в той или иной степени может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.
![]() |
Ирина Акимова
Москва iakimova@cls.ru |
|
Дмитрий Гавриленко
Москва dgavrilenko@cls.ru |