Обзоры законодательства
Налоги и инфраструктура: чем запомнился 2018 год
- Услуги: Строительство, Налоговое право, Проектное финансирование/ Государственно-частное партнерство
- Дата: 27.12.2018
Развитие инфраструктуры в разных регионах страны часто упоминается президентом РФ в качестве приоритетной задачи. Повышенное внимание к данному вопросу не случайно, ведь состояние инфраструктуры напрямую влияет на жизнеспособность социально-экономической среды страны.
Между тем, развитие данного направления невозможно без совершенствования налогового законодательства и правоприменительной практики, поскольку отсутствие льгот для инвесторов, а также в принципе прозрачного регулирования создает большие препятствия для реализации намеченных планов.
Мы вспомнили основные изменения в налоговом законодательстве и правоприменительной практике в области инфраструктуры за 2018 год, чтобы проследить тенденции в этом вопросе.
Изменения в налогообложении концессионных соглашений
12 ноября 2018 года президентом подписан закон о недопущении повторного обложения налогом на добавленную стоимость некоторых операций при преобразовании арендных соглашений в концессионные.
Так, с 01 января 2019 года не облагается НДС передача на безвозмездной основе органам государственной власти или органам местного самоуправления результатов работ по созданию, реконструкции объектов теплоснабжения, централизованных систем водоснабжения, водоотведения или отдельных объектов таких систем. Предполагаются работы, произведенные налогоплательщиками во время действия договоров аренды на эти объекты, при переходе от таких договоров к концессионным соглашениям.
Федеральный закон №414-ФЗ от 12.11.2018 г.
Другое изменение в части концессионных соглашений с 2018 года - внесение поправок в перечень не облагаемых налогом на прибыль доходов в рамках таких соглашений.
Согласно старой редакции (подпункт 37 пункта 1 ст. 251 НК РФ) для целей налогообложения не учитывались доходы в виде имущества и (или) имущественных прав, полученных по концессионному соглашению. Но данное положение было скорректировано, и из него была исключена плата концедента по концессионному соглашению, полученная в виде денежных средств.
Таким образом, с 2018 года денежная плата концедента стала облагаться налогом на прибыль. При этом порядок признания такой платы для целей исчисления налога на прибыль аналогичен порядку для учета субсидий (п. 4.1 ст. 271 НК РФ).
Федеральный закон №286-ФЗ от 30.09.2017 г.
Начало 2018 года ознаменовалось запретом налогоплательщикам осуществлять вычет суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет субсидий/бюджетных инвестиций (включая ввозной НДС).
Однако к концу 2018 года законодатель смягчил норму – с 2019 года «входной» НДС можно будет принимать к вычету по товарам, работам и услугам, имущественным правам, которые были приобретены за счет субсидий и бюджетных инвестиций. Но при этом должно быть соблюдено условие - деньги были выделены без учета затрат на НДС, и это условие прописано в документах о предоставлении субсидий или бюджетных инвестиций.
Данные правила касаются субсидий и бюджетных инвестиций, полученных, начиная с 2019 года.
Федеральный закон №424-ФЗ от 27.11.2018 г.
Изменения в правилах применения повышающего коэффициента к основной норме амортизации
Некоторые изменения произошли и в правилах применения повышающего коэффициента к основной норме амортизации. С 1 января 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации №526 от 28 апреля 2018 года внесены изменения в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы.
Учет данных изменений имеет важное значение, поскольку правильное определение соответствующей амортизационной группы напрямую влияет на правильное исчисление налоговой базы по налогу на прибыль. Как показывает судебная практика, некорректное применение амортизационной группы может привести к занижению налоговой базы и, соответственно, к претензиям о неуплате налога на прибыль.
Итак, с 1 января 2018 года специальный коэффициент не выше 2 не будет применяться в отношении таких амортизируемых основных средств, имеющих высокую энергетическую ценность или высокий класс энергетической эффективности, как здания.
Одновременно с этим перечень имущества к основной норме амортизации которого применяется коэффициент не выше 3 был расширен. С 2018 года налогоплательщики получили право применять данный коэффициент в отношении амортизируемых средств, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения.
Перечень указанных основных средств устанавливает Правительство Российской Федерации. Изменения распространяется на основные средства, введенные в эксплуатацию после 1 января 2018 года, но действие нормы ограничено по времени - до 1 января 2023 года.
Устранение двойного налогообложения на Дальнем Востоке
Еще одним важным шагом на пути к развитию инфраструктуры путем изменения налогового законодательства в 2018 году стало подписание и вступление в силу Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и о предотвращении избежания и уклонения от уплаты налогов.
Данная Конвенция регулирует вопрос двойного налогообложения доходов, получаемых от прямого использования, сдачи в аренду или использования в любой другой форме недвижимого имущества. Также Конвенцией регулируется вопрос налогообложения доходов от отчуждения недвижимого имущества.
Напомним, что развитие Дальневосточного региона осуществляется не первый год. Так, в 2015 году в регионе была создана специальная зона с особым правовым режимом налогового, таможенного, инвестиционного и смежного регулирования – свободный порт Владивосток.
Ожидается, что данные законодательные изменения продолжат создание благоприятного климата для развития инфраструктуры на Дальнем Востоке.
![]() |
Анастасия Кузьмина
|
Дополнительная информация
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться к Анастасии Кузьминой в офис Capital Legal Services.
Целью настоящего обзора изменений в законодательстве является предоставление клиентам Capital Legal Services и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая в той или иной степени может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.
www.facebook.com/capitallegalservices