Обзоры законодательства
Отбор инфраструктурных проектов для целей получения инфраструктурных бюджетных кредитов и облигаций
- Автор: Павел Карпунин
- Услуга: Проектное финансирование/ Государственно-частное партнерство
- Дата: 22.07.2021
В июне 2021 года были внесены изменения в Бюджетный Кодекс Российской Федерации (далее – «БК РФ»), которые предусматривают возможность предоставления бюджетных кредитов на инфраструктурные проекты субъектам РФ. При этом в статье 93.3 БК РФ было установлено, что конкретизация указанных положений закона будет осуществлена Правительством Российской Федерации.
15 июля 2021 года на заседании Правительства Российской Федерации было принято решение о подготовке механизмов финансирования инфраструктурных проектов в регионах. Предлагается введение специальных инструментов для регулирования бюджетных инфраструктурных кредитов и инфраструктурных облигаций. Эти механизмы реализуются во исполнение поручения Президента Российской Федерации, данного в рамках Послания Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года.[1]
Особенность данных механизмов согласно проекту Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов» состоит в том, что Правительство Российской Федерации будет по заявкам регионов предоставлять последним бюджетные кредиты по ставке 3% на срок до 15 лет, которые должны быть направлены на финансовое обеспечение инфраструктурных проектов (далее – «Проект»). Проекты, в свою очередь, должны быть отобраны и одобрены Правительственной комиссией по региональному развитию в Российской Федерации[2].
В соответствии с проектом Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» устанавливаются 2 вида отбора Проектов:
- в рамках лимитов, установленных субъектам Российской Федерации;
- на конкурсной основе (в пределах лимитов, нераспределенных между другими субъектами Российской Федерации).
При этом критериями для отбора Проектов в рамках установленных лимитов являются:
- соотношение внебюджетного и бюджетного объема финансирования Проекта;
- превышение объема поступлений от Проекта в бюджет субъекта Российской Федерации за 15 лет над расходами субъекта Российской Федерации на погашение и обслуживание бюджетного кредита.
Вышеуказанные критерии применяются и для конкурсного отбора Проектов, но также устанавливается дополнительное конкурсное условие:
- количество рабочих мест, созданных с помощью Проекта, на каждый 1 млн. рублей бюджетного кредита.
При этом отбор Проектов планируется осуществлять с учетом целесообразности их реализации и социально-экономического эффекта от данных Проектов.
Конкретные механизмы будут отработаны в рамках пилотных проектов, в частности в Липецкой, Сахалинской, Тульской, Тюменской, Челябинской и Свердловской областях[3].
Данный обзор подготовили партнер Capital Legal Services, руководитель практики ГЧП и проектного финансирования Павел Карпунин и юрист Елена Симонова. Скачать pdf-версию можно по этой ссылке.
[3] https://www.minstroyrf.gov.ru/press/mezhvedomstvennaya-komissiya-utverdila-pervyy-proekt-dlya-finansirovaniya-s-pomoshchyu-infrastruktur/?sphrase_id=1340081
http://government.ru/news/42773/