Обзоры законодательства
В Государственную Думу РФ внесен законопроект о лоббизме
- Автор: Дмитрий Чурин
- Дата: 14.08.2015
7 июля 2015 года в Государственную Думу Российской Федерации был внесен проект Федерального закона №833158-6 «О порядке продвижения интересов коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей в органах государственной власти и местного самоуправления» (далее – «Законопроект»).
В настоящее время в России отсутствует законодательное регулирование деятельности по продвижению интересов коммерческих организаций в государственных органах (лоббизм). По мнению составителей Законопроекта, введение законодательного регулирования лоббизма позволит выстроить цивилизованное взаимодействие между бизнесом и властью, преодолеть законодательный «вакуум» в сфере лоббизма, и устранит «теневые сферы» для коррупции.
Авторы Законопроекта предлагают закрепить регулирование, при котором продвижение интересов коммерческих организаций в государственных органах должно осуществляться через профессиональных представителей интересов.
Под продвижением интересов в Законопроекте понимается устное или письменное взаимодействие представителя интересов с должностным лицом органа государственной власти или местного самоуправления с целью оказания влияния на разработку и принятие указанными органами нормативных актов, политических, экономических, административных и иных решений в интересах представляемой коммерческой организации или индивидуального предпринимателя.
Согласно положениям Законопроекта, представителем интересов может являться только индивидуальный предприниматель, вступивший в саморегулируемую организацию представителей интересов и осуществляющий деятельностью по продвижению интересов на профессиональной основе.
Необходимо отметить, что для привлечения услуг представителя интересов коммерческая организация должна будет заключить с ним гражданско-правовой договор, в котором стороны обязаны будут указать конечную цель продвижения интересов, а также должностных лиц, с которыми предполагается взаимодействие представителя интересов.
Законопроектом устанавливается закрытый перечень должностных лиц, с которыми представитель интересов имеет право осуществлять взаимодействие. В частности, в перечень входят:
- Президент Российской Федерации;
- члены Федерального Собрания и законодательных органов субъектов РФ;
- руководители федеральных органов исполнительной власти;
- высшие должностные лица субъектов РФ и другие.
Вместе с тем, из текста Законопроекта не следует, ограничивается ли право коммерческих организаций самостоятельно представлять / продвигать свои интересы в органах государственной власти, не прибегая к услугам представителя интересов.
Следует отметить, что принятие Законопроекта может повлечь необходимость внесения комплексных изменений в российское законодательство, направленных на регулирование деятельности саморегулируемых организаций представителей интересов, а также установление мер ответственности за нарушение законодательства о лоббизме.
|
Дмитрий Чурин
|
![]() |
Екатерина Черненкова
|
Дополнительная информация
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться к Дмитрию Чурину или Екатерине Черненковой в офис Capital Legal Services в Санкт-Петербурге.
Целью настоящего обзора является предоставление клиентам Capital Legal Services и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая в той или иной степени может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.