Публикации
Инфраструктура в обмен на особые условия
- Автор: Павел Карпунин
- Услуги: Проектное финансирование/ Государственно-частное партнерство, Недвижимость и строительство
- Дата: 19.06.2014
Коммерсантъ – Санкт-Петербург, №102, Приложение “Юридический форум”
Автор статьи: Влада Гасникова
Нехватка инфраструктуры, в том числе и социальных объектов, характерна для всей России. Поэтому власти стараются решить этот больной вопрос за счет инвесторов. Что позволяют частному партнеру существующие правовые нормы и в каком направлении необходимо развивать законодательство, чтобы бизнесу было комфортно работать в России, изучала корреспондент BG Влада Гасникова.
В ходе исследования "Курс 2030: исследование развития инфраструктуры в России" Ernst & Young (EY) аналитики заключили, что ожидаемый объем инвестиций в инфраструктурные проекты в России в период с 2009 по 2030 год составит $969 млрд, однако для обеспечения роста необходимо реформировать законодательство и повысить прозрачность процесса принятия решений.
На сегодняшний день в России действует немало федеральных законов, призванных стимулировать инвестиционную активность в стране. Это Налоговый кодекс (главы 21 и 25) и несколько законов, вносящих поправки в отдельные положения кодекса, законы "Об иностранных инвестициях в РФ", "Об инвестиционной деятельности на территории РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений", "О концессионных соглашениях", "Об особых экономических зонах в РФ" и даже закон 1991 года N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", действующий в части, не противоречащей законодательству РФ.
Кроме этих нормативных правовых документов федерального уровня, в каждом субъекте РФ действуют и региональные законы, призванные стимулировать инвестиционную активность на местах. Называются они "О предоставлении дополнительных налоговых льгот организациям, осуществляющим инвестиционную деятельность", "О государственной поддержке инвестиционной деятельности", "Об инвестиционной деятельности", "О льготном налогообложении" и содержат указание на регион действия этого закона.
Комментирует Павел Карпунин, Партнер Capital Legal Services
Среди обозначенных законов партнер Capital Legal Services Павел Карпунин выделяет ФЗ "О концессионных соглашениях" и региональные законы о государственно-частном партнерстве. "Эти нормативные акты нельзя назвать высокоэффективными, поскольку федеральный закон пока излишне формализован, что зачастую мешает его эффективному применению, а региональные законы носят в большей степени декларативный или процессуальный характер, поскольку субъекты РФ не имеют права регулировать гражданско-правовые отношения. Во многом эффективность применения данных актов зависит от развития законодательства в иных сферах, в частности, в сфере бюджетного финансирования, в земельно-правовой сфере", — говорит господин Карпунин.
Главным параметром оценки эффективности законодательных актов, направленных на повышение инвестактивности, Павел Карпунин называет правоприменительную практику. "А она дает однозначный ответ: таких проектов пока крайне мало, а значит, эффективность этих правовых актов невысока", — заключает юрист.
Что предлагают инвесторам
Павел Карпунин из Capital Legal Services сожалеет, что многие правовые инструменты, используемые для поддержки инвестиционных проектов в международной практике, в России не применяются или применяются крайне неэффективно из-за отсутствия нормативно-правового регулирования. "Например, не в полную силу работает механизм инфраструктурных облигаций, не активно применяется TIF (tax increment financing — предоставление бюджетного финансирования за счет будущих налоговых доходов), а также возникает множество вопросов в ходе процедуры предоставления земельных участков и иных объектов недвижимости", — считает господин Карпунин.
Ссылка на статью в "Коммерсант.ru": https://www.kommersant.ru/doc/2492043