Публикации
Санкции - форс-мажор или обычный коммерческий риск?
- Дата: 12.09.2014
Украинский кризис и развернувшаяся «война санкций» между Российской Федерацией, странами Европы и США, вызывают целый ряд правовых вопросов. Юристы каждой стороны противостояния анализируют ситуацию и пытаются понять к каким экономическим последствиям готовить своих клиентов, осуществляющих бизнес в России, и как им помогать.
Введенные взаимные санкции привели к невозможности исполнения сторонами обязательств по контрактам. Каковы же будут последствия для сторон?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос предлагаем краткий анализ действующего законодательства Российской Федерации, которое устанавливает освобождение от ответственности сторону контракта в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы (форс мажор). Соответственно, темой нашего рассуждения будет вопрос могут ли признаваться санкции такими обстоятельствами и при каких условиях.
Понятие форс-мажора установлено Гражданским Кодексом РФ, согласно которому обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажорами) признаются обстоятельства, являющиеся чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях. Надо сразу сказать, что положения о форс мажоре являются стандартными практически в любом договоре и судебные споры относительно этого положения возникают не так часто.
Судебная практика выявила ряд критериев, позволяющих признавать те или иные обстоятельства непреодолимыми. В частности, можно выделить три основных признака, характеризующих обстоятельства непреодолимой силы: непредотвратимость, непреодолимость, чрезвычайность. При этом, под чрезвычайностью понимается невозможность при конкретных условиях предвидеть наступление форс-мажора, а под непредотвратимостью – невозможность предотвратить форс-мажор при помощи имеющихся в распоряжении тех или иных средств. Аналогичные критерии установлены и в нормах международного права (например, Конвенция ООН «О праве договоров международной купли-продажи товаров» 1980 года и принципы УНИДРУА).
Совершенно очевидно, что вышеназванные критерии рассматриваются с учетом фактических обстоятельств, связанных с моментом и окружающими/сопутствующими условиями заключения договоров сторонами. В частности, имеет значение имелись ли обстоятельства форс мажора в момент заключения договора; в какой момент сторонам стало или могло быть известно об обстоятельствах форс мажора; почему эти обстоятельства оказались неподконтрольны сторонам обязательства; оказывают ли эти обстоятельства непосредственное влияние на исполнение конкретных обязательств, делают ли они невозможным исполнение обязательств.
Таким образом, стороне, ссылающейся на обстоятельства форс мажора, необходимо доказать, что при заключении договора и принятии на себя обязательств ничто не указывало на возможность возникновения форс мажора, что возникшие обстоятельства невозможно устранить или нивелировать, и что эти обстоятельства делают абсолютно невозможным исполнение обязательств по договору разумными способом.
Для иллюстрации сказанного, в качестве примера можно обратиться к позиции Высшего Арбитражного суда РФ, согласно которой обстоятельством непреодолимой силы может быть признан нормативный акт органов государственной власти, но только такой, которого стороны, учитывая все объективные причины, не ждали и не могли ждать или принимать во внимание при заключении договора. То есть в случае, если такой акт публично обсуждался, его проект был доступен в сети интернет или на иных ресурсах, распространен в СМИ, то он не может быть признан обстоятельством непреодолимой силы, так как объективно стороны могли предвидеть его принятие и, следовательно, предусмотреть варианты предотвращения последствий. Также стоит отметить, что кризис 2008 года также не признавался форс-мажорным обстоятельством, в связи с цикличностью экономических явлений, что, по мнению судов, обусловливало некоторую прозрачность и предсказуемость экономического развития.
Важно отметить, что Гражданский кодекс Российской Федерации, устанавливает, что отсутствие на рынке товаров, нужных для исполнения обязательств поставщика, не является обстоятельством непреодолимой силы. Однако, принимая во внимание положения законодательства и сложившуюся судебную практику, нормативные акты исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, устанавливающие запрет импорта определенной категории товаров в Россию из ряда государств, все же могут быть признаны форс-мажором.
К примеру, если товар, подлежащий поставке по договору, является условным «товаром А», то санкции, ограничивающие импорт товара А, не являются форс-мажором, так как поставщик не утратил возможность осуществить поставку товара А и исполнить контракт. С другой стороны, если поставке подлежит товар А, произведенный в государстве Б, тогда в случае запрета на импорт товара А из государства Б такое обстоятельство должно быть признано форс-мажорным, так как поставщик не имеет возможности поставить названный продукт из этой страны и выполнить свои обязательства (с учетом соблюдения иных требований и, если поставщик сможет доказать, что продукт А не может быть получен из страны Б любым иным способом).
Однако, основным вопросом остается установление причинно-следственной связи между обстоятельством непреодолимой силы (запрет на импорт товаров) и невозможностью исполнить обязательства, предусмотренные договором. Как было отмечено ранее, в каждом конкретном случае наличие или отсутствие связи устанавливается судом на основании фактических обстоятельств дела.
Анализируя возможность признания санкций обстоятельствами непреодолимой силы, полагаем, что помимо вышеназванных факторов важное значение также будет иметь следующее. Во-первых, ни в отношении России, ни самой Россией санкции никогда ранее не применялись, что в целом отвечает требованию непредвиденности. Во-вторых, в случае если соглашение между сторонами было заключено до начала кризиса на Украине, степень непредвиденности санкций возрастает, что также повышает шансы признания обстоятельств форс-мажором и освобождения стороны от ответственности.
В то же время, «война санкций» еще не окончена и введение новых санкций Российской Федерацией и против нее не заставит себя ждать. В подобных обстоятельствах организации безусловно обеспокоены возможностями защиты своих интересов при заключении новых контрактов. Возникает закономерный вопрос: вправе ли стороны включить санкции в перечень обстоятельств непреодолимой силы в самом контракте?
Положения российского законодательства диспозитивны, следовательно, стороны договора могут расширить положения договора, устанавливающие перечень обстоятельств непреодолимой силы, и действовать в соответствии с данными положениями. Однако, в случае возникновения спора между сторонами по поводу признания санкций форс-мажором, суд в каждом конкретном случае признает санкции такими обстоятельствами исключительно в случае их соответствия вышеназванным критериям форс-мажора.
На основании вышесказанного возникает еще один вопрос: что делать компаниям в случаях, когда введенные санкции напрямую не связаны с возможностью исполнения обязательств, но косвенно становятся причиной ненадлежащего их исполнения?
В соответствии с санкциями, веденными Европейским Союзом, запрещен ввоз в Российскую Федерацию техники, используемой в нефтяном секторе России. Вместе с тем существуют товары, используемые как в нефтяном секторе, так и в других сферах производства (трубы, насосы), и при таможенном оформлении попадающие в одну категорию товаров. Таможенные органы государства экспорта задерживают все товары, попадающие в одну категорию, до предоставления экспортером разрешений соответствующих органов и доказательств назначения экспортируемого товара.
Так, например, поставщик обязан поставить товары, произведенные за пределами Российской Федерации, входящие в одну из таких категорий, при этом не имеющих назначения использования в нефтяном секторе. Тем не менее, такие товары будут задержаны таможенными органами государства экспорта. Такая задержка может продлиться месяц, а то и дольше. В связи с чем компания не утрачивает возможность поставить товары, но с большой вероятностью нарушит сроки поставки и будет ответственна за такую просрочку.
В рассматриваемой ситуации санкции не будут признаны обстоятельствами непреодолимой силы, так как компания обязана поставить товары, не запрещенные к экспорту. Однако, ответственность стороны за ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору в связи с санкциями, введенными Российской Федерацией или против нее, может быть ограничена иным образом – положениями контракта, регулирующими ответственность поставщика, которые могут быть включены или изменены соответствующим образом. В данном случае стороны могут установить, что поставщик не будет ответственен за нарушение сроков поставки, прямо или косвенно вызванных санкциями, введенными Российской Федерацией или против нее. Мы полагаем, что указанное положение не может быть признано судом ничтожным, так как стороны вправе устанавливать ответственность за нарушение договора по своему усмотрению.
В заключении хотелось бы выразить надежду, что политики услышат призывы международного бизнес сообщества и перестанут вовлекать бизнес в решение вопросов, которые должны решаться исключительно дипломатическим путем.
Статья подготовлена Ириной Оникиенко, Партнер Capital Legal Services